«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Работа с одаренными детьми в условиях введения ФГОС.
Цель и задачи работы с одаренными детьми:
Выявление, развитие и поддержку одаренных детей в интересах личности, школы и государства в целом.
1. Создание условий для диагностики одаренности учащихся.
2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.
3. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в систему научно-методической инновационной работы учителей.
4. Создание и организация работы научного общества учащихся.
5. Создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору в рамках обязательной учебной нагрузки.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2 процентов. А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет просто работа со школьным учебником.
На наш взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их одиннадцатилетнего обучения снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, в школах должна разрабатываться комплексно-целевая программа «Одаренные дети». Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в 1998 г. в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» Минобразования РФ:
Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Проблемы организации работы с одаренными детьми:
1. Проблема выявления одаренных детей.
Учитывая качественное своеобразие видов одаренности и несовершенство современных методов их диагностики, ученые предполагают, что количество одаренных детей составляет не менее 15–25% от общей популяции. Что же происходит с одаренными детьми в современной школе? Ведь, если считать, что по крайней мере от 1 до 25% учащихся в нашей школе являются одаренными, то где же они? Измерение уровня развития ребенка с помощью существующих тестов не дает гарантии, что мы не проглядели одаренного ребенка. Кроме того, часто за основной признак одаренности принимается высокий уровень интеллектуального развития. Если ученик неуспевающий, то о какой его одаренности может идти речь? Оказывается, выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. По данным американского психолога Е. Торренса, около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.
2. Проблема обучения и развития одаренных детей.
Учащийся 3-го класса показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10-му классу это опережение куда-то исчезает. Расхожий миф, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантливых детей пробьется сам, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет. Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют. Поэтому-то принцип интенсивного и экстенсивного обучения (побольше учебного материала и потруднее), который используют в учебном процессе некоторые педагоги, может подойти не каждому одаренному ребенку.
3. Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, должны прийти развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности. Поэтому для специалистов, работающих с одаренными детьми, чрезвычайно важно пройти психотренинговые формы подготовки, которые специально ориентированы на развитие таких «субъектно-субъектных» способов восприятия, мышления, общения и поведения, которые опирались бы на своеобразие и индивидуально-психологические особенности обучения и развития одаренных детей. У одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях группы риска. Психологически с ними работать может далеко не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог.
Формы работы:
- олимпиады по предметам;
- научно-практические конференции;
- выступления и доклады;
- активная внеклассная работа;
- предметные недели;
- вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;
- ролевые игры;
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разно уровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- научные кружки, общества;
- дискуссии;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- проекты по различной тематике.
Ожидаемые результаты:
1. Разработка и внедрение эффективной системы методов выявления детской одаренности.
2. Создание условий для непрерывного развития выдающихся способностей детей (общих, специальных, творческих, лидерских, психомоторных, технических и т.д.).
3. Создание условий для социально-педагогической поддержки одаренных детей.
4. Формирование системы педагогической и психологической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей школы, работающих с одаренными детьми.
5. Подготовка и апробация нового поколения программно-методических комплектов, пособий для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями.
6. Создание необходимой материально-технической базы школы для работы с одаренными детьми.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
- Педагогический лекторий: Особенности работы с одаренными детьми
- Педагогический лекторий Методики работы с одаренными детьми
- Педагогический лекторий Виды одаренности
- Педагогический лекторий Оказание помощи педагогу в работе с одаренными детьми
http://www.rosolymp.ru/ - сайт Всероссийской олимпиады школьников
Всероссийская олимпиада – интеллектуальное соревнование для школьников всей страны. Школьный этап проводится образовательными учреждениями для всех желающих учеников 4-11 классов по русскому языку и математике и 5-11 классов по 22 другим предметам. На муниципальный этап приглашаются ученики, выполнявшие задания для 7-11 классов и набравшие достаточное количество баллов.
Специально для Вас мы сделали подборку информационных сайтов по каждому общеобразовательному предмету. На них Вы найдете много полезного материала, который поможет в подготовке к Олимпиаде.
- Сайт полностью посвящен олимпиадам по астрономии. Лекции, литература, архив заданий с ответами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
- «Олимпиада.ру». Видеоразборы, решения и задания школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников (разных регионов) с 2007 по 2019 год
- Публикации по обучающим программам, астрономия и астрофизика. Для подписчиков, которые только начинают свое знакомство с дисциплиной астрономия, лучше начать свое обучение с самых первых записей начального курса.
- «Элементы». Здесь публикуются пересказы новых научных работ, новости науки, логические задачи, широкий выбор литературы.
- «БИОЦПМ». Здесь собраны материалы, которые можно использовать для подготовки к олимпиадам или для более углубленного изучения предмета.
- Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по биологии: тематические подборки и тесты, авторские статьи и лекции, а также важные новости из олимпиадного мира.
- Перед вами группа, посвященная Всероссийской олимпиаде школьников по биологии (или просто всеросу) и жизни около нее. Здесь вы найдете много полезной информации, актуальные новости и ценные советы.
«Библиотека географа». Полезная группа Вконтакте, в которой публикуется географическая литература.
- «CODE FORCES». Портал, который объединяет огромное количество участников соревнований по программированию по всему миру. На сайте регулярно проводятся онлайн-соревнования для школьников самого разного уровня: от начинающих до многократных чемпионов мира.
- «Maximal». Мини-энциклопедия, содержащая наиболее популярные алгоритмы в олимпиадной информатике, к большинству из которых приведены реализации и примеры использования.
- «Прометей.Арт компания». Сайт-энциклопедия искусства: галереи, история искусства, дополнительные темы.
- Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по искусству: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.
- 18 серий, длительностью около 50 минут каждая. В фильмах много отсылок к реальным документам, воспоминаниям очевидцев, присутствуют кадры из хроники того времени. Все боевые действия разбираются с привязкой к карте, что поможет подтянуть историческую географию.
- «ГИМ. Видеолекторий». Серия роликов, посвященных не только историческим эпохам и государственным деятелям, но и уникальным экспонатам музея, которые являются прекрасным историческим источником. Еще на сайте есть онлайн-выставки и исторические лекции.
- «Постнаука». Здесь вы найдете ёмкие видеоролики по различным периодам российской истории.
- Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по истории: тематические подборки и тесты, авторские статьи и лекции, а также важные новости из олимпиадного мира.
- На сайте вы найдете задания школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников, ответы к заданиям и видеоразборы по английскому языку
- Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по английскому языку: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.
- «Русская виртуальная библиотека». На сайте опубликованы произведения русской классики по авторитетным академическим изданиям с учетом школьной и вузовской программ. Тексты тщательно выверены и снабжены комментариями, которые облегчают и расширяют понимание литературных произведений.
- «Школа Юного Филолога». Раздел «Библиотека» на этом сайте предлагает подробный список полезных для олимпиадника-филолога трудов, пособий, учебников и сборников, а также памятки по анализу прозаического и поэтического текстов.
- «Гильдия Словесников». На сайте можно найти статьи в жанре «просто о сложном», понятно объясняющие литературоведческие и культурологические реалии.
- Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по литературе: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.
- «Math us». Большой сборник заданий по темам различных математических олимпиад.
- «Problems.ru». Огромный архив задач по всем темам на русском языке с решениями.
- Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по математике: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира. В этой группе собран максимально интересный и удобный материал
- «Консультант. Плюс». Актуальные и востребованные документы по вопросам права.
- «Zakon.ru». Блоги лучших юристов современности, обсуждение законов, законопроектов, решений судов и проблем профессиональной практики.
- «Репетитор онлайн». Сайт предлагает теоретический материал по основным темам обществознания, а также содержит практические задания.
- Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по обществознанию: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.
- «Библиотека литературы Древней Руси». Собрание древнерусских текстов, предназначенных для широкого круга читателей. Чрезвычайно полезно для того, чтобы привыкнуть к древнерусскому языку.
- Корпус русского языка – инструмент для ваших исследований
- «Postnauka». Обширный сборник статей и материалов по лингвистике.
- Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по русскому языку: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.
- «Сайт подготовки национальных команд РФ». На сайте предложены видеолекции по различным темам физики.
- «Math us». Большой сборник заданий по темам различных физических олимпиад.
- Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по физике: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.
- «Olimpiada.ru». На сайте собраны архивы заданий с решениями и видеоразборами ШЭ ВсОШ по химии, а так же предложен обширный список литературы для подготовки.
- Здесь вы научитесь прогрессивному мышлению и сможете подготовиться, чтобы побеждать во всех Олимпиадах по химии!
- Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по химии: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.